Наверху, у эскалатора (5 станций метро в Калининском районе)

Метрополитен в Санкт-Петербурге определяет многое – транспортную доступность территории, привлекательность с точки зрения покупки недвижимости и вложения средств в коммерческие проекты.  Но историческая значимость той или иной точки на схеме также важна, как и все остальные аспекты. Для Калининского района вопросы, связанные с метро столь же актуальны. Так, пять станций, расположенных на самой старой в городе линии Кировско-Выборгской, отличаются самобытностью: имеют собственное лицо и значение.
 
Самый характерный «портрет» района – его северная часть: окрестности станций метро «Академическая-Политехническая-Гражданский проспект». Стать более «южным» не даёт Выборгский район: если смотреть на карту, он как будто «откусывает» две станции метро: «Лесную» и «Выборгскую», оставляя «Площадь Ленина» частью Калининского. Станция «Площадь Мужества» занимает промежуточное положение: рядом с ней проходит граница двух районов. Но в целом окраины Калининского района прекрасно маскируются под чужие территории, усложняя разговор о нём как о едином целом.
 
Истории про Ленина
  
 
Окрестности станции метро «Площадь Ленина» не пользуются популярностью у жителей из-за обилия промышленных зданий, которые определяют  облик всего микрорайона. В XIX веке здесь строились также казармы для рабочих и доходные дома. Исключение — сама площадь Ленина, на которой находится Финляндский вокзал. Через него в 1917 году в Петроград из финской эмиграции вернулся вождь мирового пролетариата, что и дало название площади.
 
Сама станция открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина». Название связано с расположением первого наземного вестибюля. В проекте она называлась «Финляндский вокзал». Тема оформления станции, как легко предположить, - возвращение В. И. Ленина.
 
Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева и располагается у одноимённой площади. Вестибюль встроен в здание вокзала. Стену кассового зала украшает мозаичное панно, посвящённое выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда 3 апреля 1917 года, работы художников А. А. Мыльникова и А. Л. Королёва.
 
В 1962 году открыт второй выход на поверхность в сквере на Боткинской улице, выполненный по проекту того же архитектора. Единственная его отличительная черта от первого здания – большие окна-витрины.
 
Память о «размыве»
 
Станция «Площадь Мужества» открыта 31 декабря 1975 года в составе участка «Лесная» — «Академическая» и названа по расположению у одноимённой площади. Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского и П. И. Юшканцева. Позднее к нему было пристроено здание по адресу Политехническая улица, д.17. Из наземного вестибюля на улицу ведут два выхода: на площадь Мужества и во дворы Политехнической улицы, но выход во дворы в настоящее время не используется. В названии и оформлении станции увековечена память о мужестве защитников и жителей Ленинграда в годы блокады.
 
Станции «Площадь Мужества» и «Политехническая» стали первыми односводчатыми станциями  в стране. Они представляют собой открытую платформу с высоким потолком. Это связано с тем, что станция является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Южная часть станции украшена надписью «Слава героям тебя Ленинград отстоявшим». Интересно, что запятые в надписи отсутствуют.
 
Станция печально известна размывом, по вине которого почти 10 лет (1995-2004 гг.) линия метро была разорвана: от «Лесной» до площади поезда не ходили — только общественный транспорт. Местные жители говорят, что теперь даже с закрытыми глазами — на слух — могут определить, когда поезд едет между этими станциями: ход другой.
 
По дороге к университету
 
«Политехническая», пожалуй, наименее оживленная станция метро из пяти имеющихся в Калининском районе: в непосредственной близости от нее совсем мало жилых домов. Приезжают сюда в основном студенты Политехнического университета, который был основан Д. И. Менделеевым по примеру Кембриджа и Оксфорда.
 
Станция также открыта в 1975 году как часть линии «Лесная-Академическая» с рабочим названием «Калининская». Её павильон выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, В. Г. Хильченко и расположен на Политехнической улице рядом с Покровской церковью и площадью Академика Иоффе. Вестибюль оформлен жёлтым металлом, белым мрамором и прозрачным стеклом.
 
Во время строительства «Политехнической» при проходке наклонного хода обнаружили древнюю горизонтальную подземную выработку на глубине 16 метров, которую в целях безопасности искусственно обрушили.
 
В описании станции часто приводят тот факт, что на «Политехнической» проходили съёмки эпизода фильма «Дневной дозор».
 
Фешенебельный район
 
Актуальное когда-то разделение микрорайона на ФРГ (Фешенебельные районы Гражданки: «Академическая») и ГДР (Гражданка дальше Ручья: «Гражданский проспект») сейчас не имеет своей силы: качественные кирпичные дома теперь есть в обеих частях микрорайона. Хотя у «Академической» атмосфера действительно более оживленная. Станция эта также открыта в 1975 году. В определении названия станции сыграло роль то, что поблизости от неё имеется ряд научно-исследовательских институтов, а ряд улиц этого района получили имена по «кустовому принципу» — для прославления науки и её деятелей. В дальней стене зала даже есть надпись со словами В. И. Ленина: «Теперь все чудеса техники и завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия».
 
На «Академической» в 1970-е годы проходили съёмки фильма «Осенний марафон», а в 1980-е годы — фильма «Метрополитен предупреждает».
 
 
Приют интеллигенции
 
В XIX веке в районе станции метро «Гражданский проспект» стояли деревни Гражданка, Новая Гражданка и Русская Гражданка, в которых жили русские, немцы и финны. Их потомков тут можно найти и сейчас: когда эту часть присоединили к городу и начали застраивать, им предлагали квартиры в новых домах. Также сюда селили ученых и преподавателей Политехнического института, поэтому считалось, что Гражданка — владения технической интеллигенции.
 
Станция открыта 29 декабря 1978 года в составе участка «Академическая» — «Девяткино», расположена между двумя этими станциями. Название станция получила от проспекта, на которой расположена. «Гражданский проспект» относится к редко встречающемуся типу станций с наземными комплексами противоатомной защиты: здесь установлены шандоры — металлоконструкции, перекрывающие входы в вестибюль для защиты населения в случае чрезвычайных ситуаций.
 
Необычный элемент станции – светильник, расположенный в центре куполообразного потолка зала. Он выполнен в виде круглой люстры, образованной сложными переплетениями металлических спиралей, сходящихся к её центру.
 
В центре торцевой стены центрального подземного зала расположен бронзовый герб СССР, диаметром порядка трёх метров, облицованный анодированным алюминием золотистого цвета. Герб должен был подчеркивать связь оформления станции с её названием.
 
В целом, каждая станция метрополитена Калининского района интересна для изучения. Все точки на схеме метро не только вписались в окружающий пейзаж, взяли название и оформление из истории района, но и сами стали частью «биографии» города.
 
Подробнее о станциях метро можно прочесть в книгах:
Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб. : ГМИСПб, 2005.
Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995 .
Метрополитен Ленинграда — Петербурга. Страницы истории. СПб. : 1995
Любош Г. Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина, Лениздат, 1980
Путейцы. Летопись службы пути Ленинградского-Петербургского метрополитена 1955—2000. СПб. : 2000
 

Валерия ТЁМКИНА, краевед 

2024 МО Финляндский округ, Санкт-Петербург
дизайн и поддержка Петербургский сайт